Шаблоны классов и модель компиляции *
Определение шаблона класса– это лишь предписание для построения бесконечного множества типов классов. Сам по себе шаблон не определяет никакого класса. Например, когда компилятор видит:
template <class Type>
class Queue { ... };
он только сохраняет внутреннее представление Queue. Позже, когда встречается реальное использование класса, конкретизированного по шаблону, скажем:
int main() {
Queue<int> *p_qi = new Queue<int>;
}
компилятор конкретизирует тип класса Queue<int>, применяя сохраненное внутреннее представление определения шаблона Queue.
Шаблон конкретизируется только тогда, когда он употребляется в контексте, требующем полного определения класса. (Этот вопрос подробно обсуждался в разделе 16.2.) В примере выше класс Queue<int> конкретизируется, потому что компилятор должен знать размер типа Queue<int>, чтобы выделить нужный объем памяти для объекта, созданного оператором new.
Компилятор может конкретизировать шаблон только тогда, когда он видел не только его объявление, но и фактическое определение, которое должно предшествовать тому месту программы, где этот шаблон используется:
// объявление шаблона класса
template <class Type>
class Queue;
Queue<int>* global_pi = 0; // правильно: определение класса не нужно
int main() {
// ошибка: необходима конкретизация
// определение шаблона класса должно быть видимо
Queue<int> *p_qi = new Queue<int>;
}
Шаблон класса можно конкретизировать одним и тем же типом в нескольких файлах. Как и в случае с типами классов, когда определение класса должно присутствовать в каждом файле, где используются его члены, компилятор конкретизирует шаблон некоторым типом во всех файлах, в которых данный экземпляр употребляется в контексте, требующем полного определения класса. Чтобы определение шаблона было доступно везде, где может понадобиться конкретизация, его следует поместить в заголовочный файл.
Функции-члены и статические данные-члены шаблонов классов, а также вложенные в них типы ведут себя почти так же, как сами шаблоны. Определения членов шаблона используются для порождения экземпляров членов в конкретизированном шаблоне. Если компилятор видит:
template <class Type>
void Queue<Type>::add( const Type &val )
{ ... }
он сохраняет внутреннее представление Queue<Type>::add(). Позже, когда в программе встречается фактическое употребление этой функции-члена, допустим через объект типа Queue<int>, компилятор конкретизирует Queue<int>::add(const int &), пользуясь таким представлением:
#include "Queue.h"
int main() {
// конкретизация Queue<int>
Queue<int> *p_qi = new Queue<int>;
int ival;
// ...
// конкретизация Queue<int>::add( const int & )
p_qi->add( ival );
// ...
}
Конкретизация шаблона класса некоторым типом не приводит к автоматической конкретизации всех его членов тем же типом. Член конкретизируется только при использовании в таком контексте, где необходимо его определение (т.е. вложенный тип употреблен так, что требуется его полное определение; вызвана функция-член или взят ее адрес; имеется обращение к значению статического члена).
Конкретизация функций-членов и статических членов шаблонов класса поднимает те же вопросы, которые мы уже обсуждали для шаблонов функций в разделе 10.5. Чтобы компилятор мог конкретизировать функцию-член или статический член шаблона класса, должно ли определение члена быть видимым в момент конкретизации? Например, должно ли определение функции-члена add() появиться до ее конкретизации типом int в main()? Следует ли помещать определения функций-членов и статических членов шаблонов класса в заголовочные файлы (как мы поступаем с определениями встроенных функций), которые включаются всюду, где применяются их конкретизированные экземпляры? Или конкретизации определения шаблона достаточно для того, чтобы этими членами можно было пользоваться, так что определения членов можно оставлять в файлах с исходными текстами (где обычно располагаются определения невстроенных функций-членов и статических членов)?
Для ответа на эти вопросы нам придется вспомнить модель компиляции шаблонов в C++, где формулируются требования к организации программы, в которой определяются и употребляются шаблоны. Обе модели (с включением и с разделением), описанные в разделе 10.5, в полной мере применимы и к определениям функций-членов и статических данных-членов шаблонов классов. В оставшейся части этого раздела описываются обе модели и объясняется их использование с определениями членов.