Определения пространства имен
Определение пользовательского пространства имен начинается с ключевого слова namespace, за которым следует идентификатор. Он должен быть уникальным в той области видимости, в которой определяется данное пространство; наличие другой сущности с тем же именем является ошибкой. Конечно, это не означает, что проблема засорения глобального пространства решена полностью, но существенно помогает в ее решении.
За идентификатором пространства имен следует блок в фигурных скобках, содержащий различные объявления. Любое объявление, допустимое в области видимости глобального пространства, может встречаться и в пользовательском: классы, переменные (вместе с инициализацией), функции (вместе со своими определениями), шаблоны.
Помещая объявление в пользовательское пространство, мы не меняем его семантики. Единственное отличие состоит в том, что имена, вводимые такими объявлениями, включают в себя имя пространства, внутри которого они объявлены. Например:
namespace cplusplus_primer {
class matrix { /* ... */ };
void inverse ( matrix & );
matrix operator+ ( const matrix &ml, const matrix &m2 )
{/* ... */ }
const double pi = 3.1416;
}
Именем класса, объявленного в пространстве cplusplus_primer, будет
cplusplus_primer::matrix
Именем функции
cplusplus_primer::inverse()
Именем константы
cplusplus_primer::pi
Имя класса, функции или константы расширяется именем пространства, в котором они объявлены. Такие имена называют квалифицированными.
Определение пространства имен не обязательно должно быть непрерывным. Например, предыдущее пространство могло быть определено таким образом:
namespace cplusplus_primer {
class matrix { /* ... */ };
const double pi = 3.1416;
}
namespace cplusplus_primer {
void inverse ( matrix & );
matrix operator+ ( const matrix &ml, const matrix &m2 )
{/* ... */ }
}
Два приведенных примера эквивалентны: оба задают пространство имен cplusplus_primer, содержащее класс matrix, функцию inverse(), константу pi и operator+(). Определение пространства имен может состоять из нескольких соединенных частей.
Последовательность
namespace namespace_name {
задает новое пространство, если имя namespace_name не совпадает с одним из ранее объявленных. В противном случае новые объявления добавляются в старое пространство.
Возможность разбить пространство имен на несколько частей помогает при организации библиотеки. Ее исходный код легко разделить на интерфейсную часть и реализацию. Например:
// Эта часть пространства имен
// определяет интерфейс библиотеки
namespace cplusplus_primer {
class matrix { /* ... */ };
const double pi = 3.1416;
matrix operator+ ( const matrix &ml, const matrix &m2 );
void inverse ( matrix & );
}
// Эта часть пространства имен
// определяет реализацию библиотеки
namespace cplusplus_primer {
void inverse ( matrix &m )
{ /* ... */ }
matrix operator+ ( const matrix &ml, const matrix &m2 )
{ /* ... */ }
}
Первая часть пространства имен содержит объявления и определения, служащие интерфейсом библиотеки: определения типов, констант, объявления функций. Во второй части находятся детали реализации, то есть определения функций.
Еще более полезной для организации исходного кода библиотеки является возможность разделить определение одного пространства имен на несколько файлов: эти определения также объединяются. Наша библиотека может быть устроена следующим образом:
// ---- primer.h ----
namespace cplusplus_primer {
class matrix { /*... */ };
const double pi = 3.1416;
matrix operator+ ( const matrix &m1, const matrix &m2 );
void inverse( matrix & );
}
// ---- primer.C ----
#include "primer.h"
namespace cplusplus_primer {
void inverse( matrix &m )
{ /* ... */ }
matrix operator+ ( const matrix &m1, const matrix &m2 )
{ /* ... */ }
}
Программа, использующая эту библиотеку, выглядит так:
// ---- user.C ----
// определение интерфейса библиотеки
#include "primer.h"
void func( cplusplus_primer::matrix &m )
{
//...
cplusplus_primer: :inverse( m );
return m;
}
Подобная организация программы обеспечивает модульность библиотеки, необходимую для сокрытия реализации от пользователей, в то же время позволяя без ошибок скомпилировать и связать файлы primer.C и user.C в одну программу.