Когда использовать указатель this
Наша функция main() вызывает функции-члены класса Screen для объектов myScreen и bufScreen таким образом, что каждое действие– это отдельная инструкция. У нас есть возможность определить функции-члены так, чтобы конкатенировать их вызовы при обращении к одному и тому же объекту. Например, все вызовы внутри main() будут выглядеть так:
int main() {
// ...
myScreen.clear().move( 2, 2 ), set( '*' ). display();
bufScreen.reSize( 5, 5 ).display();
}
Именно так интуитивно представляется последовательность операций с экраном: очистить экран myScreen, переместить курсор в позицию (2,2), записать в эту позицию символ '*' и вывести результат.
Операторы доступа “точка” и “стрелка” левоассоциативны, т.е. их последовательность выполняется слева направо. Например, сначала вызывается myScreen.clear(), затем myScreen.move() и т.д. Чтобы myScreen.move() можно было вызвать после myScreen.clear(), функция clear() должна возвращать объект myScreen, для которого она была вызвана. Мы уже видели, что доступ к объекту внутри функции-члена класса производится в помощью указателя this. Вот реализация clear():
// объявление clear() находится в теле класса
// в нем задан аргумент по умолчанию bkground = '#'
Screen& Screen::clear( char bkground )
{ // установить курсор в левый верхний угол и очистить экран
_cursor = 0;
_screen.assign( // записать в строку
_screen.size(), // size() символов
bkground // со значением bkground
);
// вернуть объект, для которого была вызвана функция
return *this;
}
Обратите внимание, что возвращаемый тип этой функции-члена – Screen& – ссылка на объект ее же класса. Чтобы конкатенировать вызовы, необходимо также пересмотреть реализацию move() и set(). Возвращаемый тип следует изменить с void на Screen&, а в определении возвращать *this.
Аналогично функцию-член display() можно написать так:
Screen& Screen::display()
{
typedef string::size_type idx_type;
for ( idx_type ix = 0; ix < _height; ++ix )
{ // для каждой строки
idx_type offset = _width * ix; // смещение строки
for ( idx_type iy = 0; iy < _width; ++iy )
// для каждой колонки вывести элемент
cout << _screen[ offset + iy ];
cout << endl;
}
return *this;
}
А вот реализация reSize():
// объявление reSize() находится в теле класса
// в нем задан аргумент по умолчанию bkground = '#'
Screen& Screen::reSize( int h, int w, char bkground )
{ // сделать высоту экрана равной h, а ширину - равной w
// запомнить содержимое экрана
string local(_screen);
// заменить строку _screen
_screen.assign( // записать в строку
h * w, // h * w символов
bkground // со значением bkground
);
typedef string::size_type idx_type;
idx_type local_pos = 0;
// скопировать содержимое старого экрана в новый
for ( idx_type ix = 0; ix < _height; ++ix )
{ // для каждой строки
idx_type offset = w * ix; // смещение строки
for ( idx_type iy = 0; iy < _width; ++iy )
// для каждой колонки присвоить новое значение
_screen[ offset + iy ] = local[ local_pos++ ];
}
_height = h;
_width = w;
// _cursor не меняется
return *this;
}
Работа указателя this не исчерпывается возвратом объекта, к которому была применена функция-член. При рассмотрении copy() в разделе 13.3 мы видели и другой способ его использования:
void Screen::copy( const Screen& sobj )
{
// если этот объект Screen и sobj - одно и то же,
// копирование излишне
if ( this != sobj )
{
// скопировать значение sobj в this
}
}
Указатель this хранит адрес объекта, для которого была вызвана функция-член. Если адрес, на который ссылается sobj, совпадает со значением this, то sobj и this относятся к одному и тому же объекту, так что операция копирования не нужна. (Мы еще встретимся с этой конструкцией, когда будем рассматривать копирующий оператор присваивания в разделе 14.7.)
Упражнение 13.7
Указатель this можно использовать для модификации адресуемого объекта, а также для его замены другим объектом того же типа. Например, функция-член assign() класса classType выглядит так. Можете ли вы объяснить, что она делает?
classType& classType::assign( const classType &source )
{
if ( this != &source )
{
this->~classType();
new (this) classType( source );
}
return *this;
}
Напомним, что ~classType – это имя деструктора. Оператор new выглядит несколько причудливо, но мы уже встречались с подобным в разделе 8.4.
Как вы относитесь к такому стилю программирования? Безопасна ли эта операция? Почему?